Мозг не способен полностью перепрограммироваться после потери зрения или слуха

Reading time ~1 минут

Мозг не способен полностью перепрограммироваться после потери зрения или слуха

Представление о практически безграничных представлениях мозга к перепрограммированию присутствует даже во многих научных публикациях. Но оно, мягко говоря, преувеличено.

 

Как сообщает ScienceDaily, ученые из Кембриджского университета и Университета Джонса Хопкинса в ходе исследования выяснили, что мозг не может полностью перестроиться, чтобы компенсировать потерю зрения, слуха, ампутацию или последствия инсульта. Что же может? Отчасти улучшить уже существующие алгоритмы благодаря тренировкам.

 

Идея о полном перепрофилировании областей мозга под новые задачи не выдерживает научной критики. На деле, утверждают авторы новой работы, мозг не создает новые функции в других областях, изначально не предназначенных для них. Но мозг способен активировать скрытые способности, что присутствуют с рождения.

 

Еще в исследовании 1980-х годов ученые изучали, как мозг отвечает на потерю пальца на руке. Считалось, что за каждый палец отвечает отдельная область в мозге, а при удалении одного из них эта область будет перераспределена для обработки сигналов от оставшихся. Но последнее исследование показало, что сигналы от всех пальцев уже сосредоточены в одной области. И заменить сигнал удаленного оказывается проще.

 

Изучая другие исследования, не было найдено убедительных доказательств, что зрительная кора людей, слепых от рождения или переживших инсульт, развивает новые способности, которых не было бы в иных обстоятельствах.

 

Да, действительно, слепые люди приобретают способность ориентироваться исключительно на основе слуха. А после инсульта пациенты обретают способность двигаться. Но и в этих случаях мозг не полностью перепрофилирует области для новых задач, а тщательно модифицирует свои уже существующие функции, через повторение, обучение.

 

Мозг пластичен, резюмируют ученые, но имеет свои ограничения. Не существует волшебных, коротких путей его «переключения» на иные задачи. Процесс переобучения долог, требует постоянных усилий и тренировки. Это всегда большой труд!