Амулеты в христианстве поздней античности: запреты и повседневная практика

Reading time ~1 минут

В IV веке епископ Антиохии Иоанн Златоуст выступал с резкой критикой в адрес христиан, использующих амулеты и магические обряды, считая такие практики проявлением идолопоклонства и призывая верующих отвергнуть их. Тем не менее археологические находки и древние тексты свидетельствуют: несмотря на официальные церковные запреты, амулеты пользовались широкой популярностью среди христиан поздней античности.

Как отмечает исследователь Меган Нуцман в статье для Biblical Archaeology Review, амулеты подразделялись на мелкие украшения — такие, как кольца, подвески и камни с молитвами или символами, и более крупные артефакты из папируса или пергамента. Нередко на них изображали защитные мотивы или библейские цитаты, которые предполагалось носить при себе для обретения духовной или физической защиты.

Среди интересных находок — подвеска V–VI веков из медного сплава, с изображением «многострадального ока», а также латунное кольцо с надписью: «Христос, помоги Андреасу». Подобные предметы служили символами веры и одновременно выполняли защитную функцию. Более крупные амулеты, например, свитки с инципитами из четырёх Евангелий, также носили на теле, несмотря на неприятие подобной практики церковными авторитетами.

Такие амулеты даже с христианскими текстами не одобряли, поскольку в них усматривали схожесть с традициями других религий и предостерегали от внешней, а не внутренней, религиозности. Одним из известных примеров подобных реликвий является пергамент Berlin 6096 с отрывками из Псалма 90 и Евангелий. Эти находки ярко иллюстрируют сложное переплетение народной традиции и официальной церковной практики в истории христианства.